Проект МОН РК на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2023-2025 годы
Фундаментальные, прикладные, междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук
Проект МОН РК на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2023-2025 годы
Фундаментальные, прикладные, междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук
Интегральное описание топонимического ландшафта приграничных территорий Северного Казахстана и России, создание полномасштабной базы топонимического материала, выявление исторических ареалов расселения казахов на приграничных территориях России через топонимы, определение роли топонимов в формировании духовной и материальной культуры этносов и привитие духовно-нравственных ценностей подрастающему поколению через призму наименований объектов родного края
1. Осуществить сбор наименований географических объектов, представленного региона;
2. Изучить комплекс источников (архивные документы, труды географов, путешественников и исследователей Западной Сибири и Средней Азии и др.) для определения вклада разных этносов в формирование топонимических ландшафтов приграничья;
3. Определить этапы формирования топонимической системы представленных территории;
4. На основании проведенного лингвистического анализа казахских наименований в приграничных регионах РФ выявить исторические ареалы расселения казахов в приграничных территориях;
5. Провести картографирование топонимических объектов по административным районам;
6. Обозначить иноэтничные топонимы и выявить их историко-культурную обусловленность;
7. Собрать картографический материал и объединить его в комплекс географических карт по топонимике региона;
8. Осуществить сбор, систематизировать и описать все разряды топонимической лексики с максимальной степенью полноты охвата материала, согласно их ареальной принадлежности;
9. Проследить локальные особенности топонимической лексики с точки зрения ее лексико-семантических связей и структурно-словообразовательных характеристик;
10. Систематизировать и провести анализ собранных источниковедческих данных по исторической топонимике казахско-русского приграничья;
11. Рассмотреть возможности использования топонимических материалов в образовательном процессе с целью формирования ономастической компетенции и межнациональной, этнокультурной и поликонфессиональной толерантности;
12. Представить комплексную картину топонимического ландшафта казахско-русского приграничья.
Топонимический ландшафт казахско-русского приграничья, как и топонимия любого полиэтничного региона, неоднородна в языковом отношении. Процесс формирования топонимов происходил в течение длительного времени под влиянием многих лингвистических и экстралингвистических факторов. Топонимическое пространство приграничной территории отличает этническое многообразие, которое свидетельствует о многочисленных миграционных процессах. Исторически здесь проживали казахи, русские, украинцы, немцы, белорусы, поляки, татары, калмыки, башкиры и др. Поэтому топонимический спектр региона представляет собой уникальный этноязыковой ареал, который интересен как объект исследования для лингвистов, географов, социологов, культурологов, историков. Этим обусловлен интегральный характер данного исследования.